Едва ли не первой израильской актрисой, получившей международное признание, стала Хайя Харарит. Дочь репатриантов из Польши, уроженка Хайфы, в юности она стала победительницей одного из первых конкурсов красоты в Израиле, работала в Камерном театре, а в 1955-м получила роль Мириам Мизрахи в фильме «Высота 24 не отвечает». Это был первый израильский полнометражный фильм, полностью снятый в Израиле (хотя и британским режиссером), и вышедший в международный прокат.
Действие картины происходит в последние дни Войны за независимость, вот-вот вступит в силу перемирие. Герои должны удержать важную высоту 24 в окрестностях Иерусалима — в противном случае после войны она окажется отрезанной от Израиля. Выполнение боевой задачи поручено четырем добровольцам, которые по дороге к этой высотке рассказывают о себе. Сержант Джеймс Финнеган служил в британской администрации в подмандатной Палестине, в свое время допрашивал подпольщицу Мириам Мизрахи, в которую влюбился. После демобилизации Джеймс вступает в Хагану. Второй доброволец — американец Алан Гудман. К ним присоединяются йеменская еврейка Эстер Хадасси и молодой израильтянин Давид Айрам. Что ждет эту четверку? Ответ заключен в названии фильма. В 1955 году он участвовал в Каннском фестивале, а Хайя Харарит (к слову, член Компартии Израиля) даже удостоилась одного из призов.
В Каннах ее представили выдающемуся американскому режиссеру-еврею, к тому времени обладателю двух «Оскаров» Уильяму Уайлеру. Через четыре года он снял израильтянку в своем эпохальном фильме «Бен-Гур», который впервые в истории кинематографа завоевал 11 «Оскаров». Хайя сыграла сестру Бен-Гура — Эстер, и эта роль была по достоинству оценена критиками. Тем не менее, дальнейшая кинокарьера израильтянки была не слишком успешна. Из немногочисленных её фильмов можно отметить итало-французскую картину 1961 года «Атлантида», где партнером 30-летней Харарит стал французский актёр Жан-Луи Трентиньян. В 1964-м Хайя перестала сниматься, занялась написанием сценариев, а вскоре оставила и это. В 1984 году она во второй раз вышла замуж — за известного британского режиссёра Джека Клейтона, и осела в Великобритании, где живет до сих пор.
Популярная певица и актриса Далия Лави родилась в 1942 году в мошаве Шавей Цион, мать ее была родом из Германии, а отец приехал из Российской Империи. Родным языком для Далии всегда оставался иврит, но при этом девушка владела немецким, английским, французским, итальянским, испанским, шведским и русским. Старт ее карьере дал сам… Кирк Дуглас. В 1952 году он снимался в Израиле в картине «Жонглер» — как раз неподалеку от Шавей Цион. Семья Лави отмечала десятилетие дочери и пригласила нескольких американских гостей, включая Дугласа. В качестве подарка знаменитый актер преподнес девочке балетный костюм и был столь впечатлен ее талантом, что организовал для юной Далии стипендию, позволившую изучать балет в Королевской опере в Стокгольме.
В 1955 году Далия снялась в своем первом фильме — шведской картине «Hemsöborna» по роману Августа Стриндберга. Затем она вернулась в Израиль и начала модельную карьеру, параллельно играя в кино. В 1960 году она появилась вместе с Ури Зохаром, Одедом Котлером и Гилой Альмагор в приключенческой израильско-немецкой ленте «Горячие пески». Выйдя замуж за владельца универмага во Франции, актриса переехала в Париж и снялась в ряде французских, немецких и итальянских фильмов. Лингвистические способности сыграли свою роль — на счету Далии двадцать пять фильмов с ролями на шести языках. Наиболее известны из них картина 1962 года «Две недели в другом городе» с Кирком Дугласом в главной роли и пародийная комедия «Казино «Рояль», вышедшая на экраны в 1967-м.
В 1969 году Далия дебютировала как вокалистка в одном из шоу Би-Би-Си. Продюсеры были впечатлены, и компания Polydor поспешила заключить с израильтянкой контракт. Наибольший успех ее ждал в Германии. Композиция «Liebeslied jener Sommernacht» («Песня любви летней ночи») заняла второе место на фестивале в Токио, была записана на английском и французском языках и стала хитом в Европе. В 1971 году Далию Лави назвали самой популярной певицей ФРГ. Она получает «Отто» — одну из самых престижных наград в мире лёгкой музыки. Не забывала израильтянка и песни родной страны: «Йерушалаим», «Эрев шель шошаним» и другие. Певица часто выступала на немецком ТВ, гастролировала по Германии, Австрии, Англии и Швейцарии. В конце 1970-х ее популярность начинает падать, но окончательно она покидает сцену в 1990-х, и со своим тогдашним мужем оседает в Северной Каролине. В 2017 году Далия Лави скончалась и была похоронена в Израиле.
Наибольшего успеха среди израильских звезд первого поколения достиг Хаим Тополь. Он — сабра, появился на свет в 1935 году в Тель-Авиве в семье выходцев из России. В годы срочной службы в ЦАХАЛе играл в армейской труппе, в 1960-м стал одним из основателей Хайфского театра. Сниматься в кино Хаим начал в 1961 году, но известность к нему пришла после выхода на экран в 1964-м картины «Салах Шабати». Главную роль — пожилого репатрианта из Йемена, блестяще сыграл 29-летний Тополь. Продюсером фильма был Менахем Голан, в 1970-х пустивший корни в Голливуде. «Салах Шабати» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», но уступил итальянской картине «Вчера, сегодня, завтра». Тополь, однако, без наград не остался, получив на Международном кинофестивале в Сан-Франциско приз «Золотые Ворота» за лучшую актёрскую работу. В следующем, 1965 году, он удостоился «Золотого глобуса» за лучший дебют.
Автопортрет Хаима Тополя для роли в «Салах Шабати» | Афиша фильма «Скрипач на крыше» |
Так было положено начало голливудской карьере. В 1966 году Тополь сыграл небольшую роль в крупнобюджетном фильме «Откинь гигантскую тень», где снялись такие звезды как Кирк Дуглас, Фрэнк Синатра и Юл Бриннер.
В эти же годы начинается главный роман всей жизни Хаима Тополя — с мюзиклом «Скрипач на крыше» по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Впервые мюзикл поставили на Бродвее в 1964 году, потом он шел в Израиле с Шмуэлем Руденским в главной роли, а когда 64-летний актер заболел, его заменил молодой Хаим Тополь.
В 1967-м популярный мюзикл решили поставить и в Лондоне, пригласив Хаима Тополя на главную роль. 430 раз выходил израильтянин на сцену Театра Её Величества, с перерывом на Шестидневную войну, когда Тополь был призван в ЦАХАЛ.
За успехом в Лондоне последовало приглашение исполнить роль Тевье в полнометражном крупнобюджетном фильме. Режиссер Норман Джуисон практически перенес на экран бродвейскую постановку, выстроив в Югославии еврейское местечко конца XIX века. Вышедший на экраны в 1971 году фильм принес продюсерам $83 миллиона при затратах в $9 миллионов. В следующем году актёра номинировали на «Оскар» — он стал первым израильтянином, серьёзно претендовавшим на эту награду. «Оскар» Тополь так и не получил, но стал обладателем «Золотого глобуса».
Эта роль принесла актеру мировую славу — он более 3500 раз сыграл Тевье на сценах Северной Америки, Европы, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В 1960-е — 1980-е годы Тополь считался единственным израильским актером, получившим международное признание. Снявшись почти в трех десятка картин, он завершил кинокарьеру в 2009 году.
Будучи талантливым художником, Хаим Тополь проиллюстрировал около 25 книг, его портреты президентов Израиля были воспроизведены в серии марок 2013 года, как и его автопортрет в образе Тевье для памятной марки 2014 года, посвященной 50-летию дебюта «Скрипача на крыше».
В 1967 году актер основал Variety Israel — организацию, помогающую детям с особыми потребностями. Он также является председателем правления Jordan River Village — лагеря для арабских и еврейских детей с опасными заболеваниями. В 2015 году актер удостоился за свою деятельность Премии Израиля — высшей награды страны, вручаемой в День независимости.
Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»